Меньше чем через месяц, с 1 августа 2024 года, в России стартует эксперимент по цифровизации всех грузоперевозок. Будет запущена отдельная информационная система, основанная на базе Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. В проекте примет участие целый ряд ведомств: Министерство транспорта (оно же станет оператором новой системы) и Министерство экономического развития РФ, Федеральная налоговая и таможенная службы, Ространснадзор, Роспотребнадзор, МВД, ФСБ и другие. Целью заявлен перевод всей документации по грузоперевозкам в электронный вид, а также унификация транспортных документов. В результате должны быть обеспечены бесшовные мультимодальные перевозки, не только внутренние, но и международные – сотрудничество в данном направлении планируется со странами – участницами ШОС, БРИКС и АСЕАН. Тестовый период работы проекта продлится до лета следующего года.
Инициативу комментирует менеджер отдела аутсорсинга транспортной логистики «ТРАНСАУТ» Надежда Новикова:
«Разговоры о необходимости создать такую систему ведутся на протяжении последних трех лет. На данный момент плохо представляется, каким образом она будет учитывать всю логистику. Что касается именно грузоперевозок, скорее всего в системе совместится функционал нескольких платформ, например, таких, как автотранспортная информационная система (АТИ, позволяет быстро находить грузы, оформлять документы, отслеживать платежи), ЭДО, ГЛОНАСС, 1C и т.п.
В целом же, считаю, что проект в принципе может быть полезным для развития рынка транспортно-логистических услуг. Во-первых, тренд на уход от бумажного документооборота здесь уже давно существует, и он однозначно ускорится, а значит снизится риск задержек грузоперевозок из-за потерь документов, их медленной передачи и согласования.Во-вторых, упростится маршрутизация, логистические схемы станут более прозрачными и контролируемыми.
Есть и риски. Так, вполне возможно, что платформа полностью заменит собой экспедиторов – то есть владельцы транспорта и груза смогут эффективно взаимодействовать напрямую. Что касается бизнеса, связанного с аутсорсингом транспортной логистики, явных угроз ему от внедрения платформы я не вижу. Например, в данной ситуации мы можем предлагать клиентам водителей с машинами или обзавестись собственным автопарком».